Эксперты ОНФ в январе этого года провели в регионах мониторинг предельных индексов изменения размера оплаты услуг ЖКХ, которые будут применяться с 1 июля 2018 г. Выяснилось, что в муниципалитетах 11 регионов эти индексы вырастут весьма значительно – более чем на 10%. Активисты Народного фронта отмечают, что местные власти должны принимать решение по модернизации коммунальной инфраструктуры с учетом мнения местных граждан. С этой целью ОНФ предлагает местным властям разработать памятку для того, чтобы более активно и грамотно разъяснять жителям причины роста тарифов в ЖКХ. Это в свою очередь поможет предотвратить ситуации, когда тарифы повышаются без экономической необходимости.
Эксперты напоминают, что рост коммунальных тарифов сдерживается специальными нормативно-правовыми актами. Так, правительство РФ устанавливает для регионов усредненные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Региональные же власти утверждают, какими будут предельные (максимальные) индексы в муниципалитетах. Однако местные власти совместно с главой региона могут установить и повышенные предельные индексы. В связи с этим эксперты ОНФ провели мониторинг в 85 регионах и выяснили, насколько изменятся предельные индексы во втором полугодии 2018 г., то есть с 1 июля. Результаты анализа показали, что в муниципалитетах 13 субъектов РФ ожидается значительный рост – свыше 10%.
В Калининградской области в ряде муниципалитетов такой индекс увеличится более чем на 10%. Так, в Черняховском городском округе этот показатель составит 41,1%, в сельском поселении «Дивное» – 39,3%. В Омской области рост индекса превысит 10% в более чем десяти муниципальных образованиях. Например, в Шипуновском сельском поселении – 39,4%. В Московской области самый большой рост запланирован в Софрино – 22%, в Тамбовской области в Заворонежском сельсовете – 19,7%, в Башкортостане в городе Октябрьском – 19%, в Калужской области в городе Козельске – 18%, в в Воронежской области в Аннинском городском поселении – 15%, в Вологодской области в Чуровском сельском поселении – 14%, во всех муниципалитетах Чечни (кроме г. Грозного) – 14%, в Нижегородской области в Вадском сельсовете – 12%. В целом по стране больше всего повышение оплаты затронет сферу услуг по теплоснабжению.
В то же время эксперты отмечают положительную динамику в данном вопросе. Так, если в прошлом году рост индекса более чем на 10% был выявлен в 19 регионах из 82, то в 2018 г. таких субъектов РФ оказалось 13. Если расходы на оплату коммунальных услуг превысят величину индекса, граждане могут получить адресную субсидию. Например, в Челябинской области в 2016 г. принят закон, дающий право на субсидию, если расходы на услуги ЖКХ по отношению к их объему в декабре прошлого года превышают величину предельного индекса, установленного губернатором в году текущем. Кроме того, жителям могут быть компенсированы коммунальные расходы, если итоговая сумма в квитанции превысит 22% (или меньший порог, установленный регионом) от доходов собственников жилья.
Эксперты ОНФ отмечают, что когда предельные индексы в муниципалитетах повышаются существенно, такая мера может быть оправдана и объясняется рядом экономических причин. Например, нехваткой средств для модернизации коммунальной инфраструктуры. Тарифы могут не покрывать издержки ресурсоснабжающих организаций, из-за чего они терпят убытки, а инфраструктура продолжает изнашиваться. Это приводит к авариям и перебоям в поставке коммунальных ресурсов. Да и с учетом инфляции рост тарифов в принципе неизбежен. Кроме того, значительный рост предельных индексов может происходить при установлении нормативов потребления коммунальных услуг или когда устраняются дисбалансы при регулировке тарифов и доведении их до уровня экономически обоснованных. Однако бывают и обратные случаи, когда рост индексов, по мнению экспертов, не связан с объективной необходимостью. Например, в прошлом году активисты регионального отделения ОНФ в Новосибирской области усомнились в необходимости значительного подъема тарифов и добились отмены роста индекса в 15%. В этом году в Новосибирске повышение запланировано на уровне 3%.
Все случаи завышения предельных индексов изменения размера оплаты коммунальных услуг надзорным органам нужно проверять и выяснять, обоснован ли этот рост экономическими причинами. По мнению специалистов ОНФ, одна из самых серьезных проблем в сфере ЖКХ сегодня заключается в том, что населению никто не объясняет причины роста тарифов (когда они действительно экономически обоснованы). Люди узнают о повышении уже по факту, когда видят новые цифры в своих квитанциях, которые превышают начисленные в предыдущих месяцах суммы. И это, естественно, вызывает у граждан недовольство и нежелание вообще платить за услуги ЖКХ. Поэтому на стратегической сессии в начале января заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис поставил на текущий год задачу сделать стоимость ЖКУ прозрачной и понятной для каждого собственника жилья. А значит, особую значимость приобретает информационно-просветительская работа с населением.
«Существующее законодательство предписывает оценивать только относительный рост платежей граждан за коммунальные услуги. Но часто оказывается, что указание процентов роста мало информативно по сравнению с абсолютными величинами. Так, рост платежки на 3% в одном муниципальном образовании может означать 21 руб., в другом – 210 руб., а в третьем – 300 руб., – объяснил главный редактор экспертного журнала по тарифному регулированию «РСТ.РУ», эксперт ОНФ Сергей Ничипорюк. – Зачастую информация на сайтах региональных органов власти ограничивается относительными величинами, вуалируя суть изменений. А это может провоцировать дополнительное недовольство граждан, которые пытаются разобраться в тарифообразовании, но вынуждены иметь дело только с процентными величинами. Надо отметить, что в ряде регионов при принятии тарифно-балансовых решений проводится глубокий анализ, но он не публикуется на сайтах органов госрегулирования. Размещение разъяснительных материалов на правительственных интернет-ресурсах о структуре платы граждан за услуги ЖКХ позволит упростить проведение независимого анализа со стороны общественности».
Специалисты считают, что органы власти должны усилить информационную кампанию и активнее разъяснять гражданам причины роста тарифов. В таких отчетах могла бы быть информация, например, о том, какова выручка ресурсоснабжающих организаций, какие у них расходы и сколько нужно средств для обновления инфраструктуры, а также какие тарифы действуют в соседних районах и регионах.
«Многочисленные жалобы граждан на рост тарифов и подозрения в необоснованности этого роста говорят о недостаточной разъяснительной работе органов власти среди населения. Но значение этой работы сегодня очень велико. Она позволит повысить доверие людей к сфере ЖКХ и снизить социальные риски», – резюмировал Сергей Ничипорюк.