Регионы Северо-Западного федерального округа приступили к благоустройству дворов и общественных территорий. В текущем году федеральная казна направила на эти цели беспрецедентные средства — больше 20 миллиардов рублей. Еще порядка 16 миллиардов должны поступить из региональных бюджетов.
Работы идут в рамках приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда», который курирует федеральный минстрой. Корреспондент «Российской газеты» выясняла, справляются ли местные власти с новыми задачами и что необходимо сделать, чтобы бюджетные миллиарды расходовались максимально эффективно.
Утром деньги, вечером ремонт
До конца года в нашей стране планируется благоустроить порядка 13 тысяч дворов и больше двух тысяч общественных пространств — парков, набережных, скверов. Федеральное финансирование получили 72 региона, которые до 1 июля утвердили дизайн-проекты.
В каких-то муниципалитетах уже приступили к строительным работам. Так, в калининградском городе Гвардейске идет благоустройство всех трех дворовых территорий, которые вошли в программу. Практически во все дворы вышли строители и в псковских Великих Луках — там в рамках федерального проекта отремонтируют больше десяти дворов.
Однако есть муниципальные образования, где процесс сдерживает нежелание подрядчиков включаться в программу. Так произошло в столице Карелии Петрозаводске, пришли к выводу представители регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Дело в том, что выплата бюджетных денег в рамках приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» предусмотрена только после выполнения работ. И не все петрозаводские строители захотели работать без предоплаты.
Есть и другие причины, по которым тормозится реализация проекта. Это необходимость проводить на участках длительные археологические работы, приход недобросовестных подрядчиков на аукцион и так далее.
— Но в первую очередь, на мой взгляд, все зависит от активности муниципальных властей и городских депутатов, — считает координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Псковской области Всеволод Козловский. — Если местные парламентарии провели информационную работу, помогли жителям многоквартирных домов включиться в программу, если проект курирует один из замов главы администрации, а в комитете по ЖКХ есть ответственный сотрудник, проблем быть не должно. И подрядчики, готовые работать без предоплаты, найдутся, и аукционы пройдут в срок.
Соблюдайте очередь
Другая важная проблема напрямую связана с эффективностью расходования бюджетных средств. Несмотря на указания федерального минстроя, не все муниципалитеты в субъектах СЗФО синхронизировали свои проекты благоустройства дворов с региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов.
— Целесообразно сначала провести капитальный ремонт МКД и только потом приступать к работам во дворе, — поясняет доктор экономических наук, профессор кафедры государст-венного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин. — В противном случае только что благоустроенная придомовая территория вновь может прийти в запущенное состояние. Ведь после капитального ремонта дома рядом нередко остаются тонны строительного мусора, повреждаются элементы дворового благоустройства.
С учетом того, что привести в порядок один двор стоит от 500 тысяч до пяти миллионов рублей, а капитальный ремонт следом за реализацией проекта «ЖКХ и городская среда» может пройти в регионах СЗФО в нескольких десятках домов, речь идет о неэффективном расходовании десятков, если не сотен миллионов рублей.
— Чтобы этого не произошло, в региональных администрациях необходимо назначить ответственных исполнителей, которые будут курировать муниципальные заявки на благоустройство дворов, соотносить обозначенные придомовые территории с домами, ожидающими капремонт, — продолжает Вадим Чекалин. — Кроме того, новый приоритетный проект следует синхронизировать с ген-планами городов, программами инициативного бюджетирования, в рамках которых в некоторых субъектах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге, тоже выделяются деньги на работы по благоустройству среды обитания.
Пандус в подарок
Кстати, в Северной столице региональный штаб Народного фронта предложил выбрать объекты, где можно будет совместить планы работ по капремонту и благоустройству. Городской жилищный комитет и оператор капремонта поддержали эту инициативу.
— Полученный опыт необходимо перенести на другие муниципалитеты и районы, — подчеркивает координатор центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ в Санкт-Петербурге Павел Созинов. — Кроме того, следует принимать долгосрочные программы капитального ремонта зданий и благоустройства территорий на несколько лет вперед. Это даст возможность безболезненно согласовывать их между собой.
При работе над новым проектом нельзя забывать и про адаптацию территорий населенных пунктов к потребностям инвалидов. Ведь отремонтировать двор, сделав его удобным для колясочников, стоит столько же, сколько и ремонт двора без пандусов и съездов, утверждают эксперты.
— Поэтому очень важно, чтобы среда, обустраиваемая на бюджетные деньги, была не только комфортной, но и доступной, — отмечает председатель калининградской общественной организации инвалидов «Ковчег» Роман Аранин. — В текущем году мы не успели проанализировать проекты благоустройства дворов в Калининградской области на этапе разработки документации. И это при том, что у нас хорошие отношения с чиновниками различных уровней, к нашим советам прислушиваются — просто программа новая, и реализуется она в сжатые сроки. Придется контролировать процесс на этапе ремонта — на объекты будут выезжать колясочники нашей общественной организации, волонтеры Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Поработать над проектной документацией мы планируем уже в следующем году. Регионам же, где взаимодействия с общественниками-инвалидами пока вообще нет, необходимо обращаться за советами в местные организации немедленно. И все равно наладить эффективную работу сразу не получится, для этого потребуется не один год.
Последнее слово за горожанами
Не во всех муниципалитетах власти рассказывают горожанам о новом проекте, что также влияет на эффективность работ. При этом решения о ремонте тех или иных объектов должны принимать именно жители многоквартирных домов — таково одно из главных условий участия города в программе благоустройства городской среды.
Так, в Псковской области на сайтах нескольких муниципальных образований не было какой-либо информации для граждан о возможности отремонтировать двор за бюджетные деньги. В их числе, как показало исследование ОНФ, Опочецкий, Пустошкинский и Порховский районы. Другие муниципалитеты установили короткие сроки приема заявок — до 30 дней. Следует пояснить, что участники проекта должны были предоставить в местные администрации пакет документов, в том числе протоколы общедомовых собраний, план-схемы благоустройства дворов и так далее. И за несколько недель жители МКД просто не успевали собрать необходимые бумаги.
— Недавно в Псковской области прошло заседание межведомственной комиссии по во-просам реализации приоритетного проекта, — делится информацией Всеволод Козловский. — Все наши замечания региональные власти признали обоснованными и довели до муниципалитетов. В частности, мы предложили не ограничивать граждан в сроках приема документов. Заявки, поступившие позже отчетных дат федерального минстроя, можно просто переносить на будущий год, пока не завершится реализация программы. Надеемся, что в 2018-м проблемных моментов будет гораздо меньше.
Проект, к слову, рассчитан до 2021 года. В следующем году, как заявил на днях премьер-министр РФ, планируется сохранить текущий уровень госрасходов на развитие городской среды. Кроме того, Дмитрий Медведев поручил предусмотреть эту статью расходов в трехлетнем бюджете.
— Очень хорошо, что вопросу развития городской среды теперь уделяется внимание на федеральном уровне, что данная программа не ограничивается одним годом, — подводит итог Вадим Чекалин. — Конечно, в масштабах всей страны 20 миллиардов рублей нельзя назвать гигантской суммой, но все равно такое целевое финансирование имеет немаловажное значение. И сейчас очень важно сделать так, чтобы в реализации данных проектов, начиная от их разработки и заканчивая приемкой, горожане участвовали реально, а не формально. Большую роль, на мой взгляд, здесь должны играть муниципальные депутаты. Ведь у чиновников местных отделов ЖКХ просто физически не хватит времени, чтобы встретиться со всеми заинтересованными жителями МКД, и эту функцию должны взять на себя народные избранники. Не стоит забывать и про возможности интернет-пространства — пусть диалог происходит в режиме онлайн, пусть у каждого дома появится своя группа в социальной сети, где будут обсуждаться варианты благоустройства дворов. Это позволит привлечь к работе молодежь.