В №3 журнала «ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ и НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ» есть интересная статья о будущем ЖКХ в представлении Правительства РФ. Интересно, какие будут поставлены задачи и найдены пути решений для реализации перечисленных идей.

Далее прилагаю статью из источника: Центр муниципальной экономики, www.cnis.ru

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 26 января подписал распоряжение № 80-р об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Стратегия).

Жилищно-коммунальное хозяйство всегда было одной из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающей население жизненно важными услугами, а промышленность — необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере ЖКХ в 2015 году превышал 4,1 трлн руб. — это более 5,7% ВВП России. В то же время здесь еще остается много острых нерешенных проблем.

Ожидается, что реализация Стратегии позволит повысить комфортность условий проживания граждан, будет способствовать модернизации объектов инженерной инфраструктуры, применению наиболее эффективных технологий.

Рассмотрим данный программный документ, который состоит почти из 60 страниц, более внимательно. Чтобы понять его специфику необходимо сначала пояснить, что же такое стратегия?

Согласно Федеральному закону от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», это документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного управления, способы их эффективного достижения и решения.

Какие основные направления определены российским правительством в сфере ЖКХ на ближайшие пять лет? Какие цели и задачи правительство ставит для решения проблем по этим направлениям? За счет каких мероприятий планируется достигнуть обозначенные цели и задачи? Ответы на эти вопросы содержатся в Стратегии, и они будут определять государственную политику развития ЖКХ до 2020 года. Попробуем рассмотреть Стратегию подробнее, начиная с перечня основных направлений сферы ЖКХ. Кроме этого мы хотели бы прокомментировать некоторые положения Стратегии. Эти комментарии будут носить характер оценочного суждения редакции.

1. Управление многоквартирными домами
Основная цель в этом направлении заявлена как повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и стоимостью услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

Достижение этой цели будет обеспечиваться решением следующих задач:

а) обеспечение профессионального управления многоквартирными домами.

Для решения данной задачи уже используется механизм лицензирования.

Помимо этого, правительство считает необходимым продолжать усиление регулирования, надзора и контроля за управляющими организациями и ответственности за сокращение задолженности за коммунальные услуги через:

создание механизма дифференцированной ответственности управляющих организаций, в том числе в части размера штрафов, налагаемых на них в связи с нарушением ими лицензионных требований;
установление дополнительных требований к управляющим организациям (требований к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому состоянию и др.), в том числе включение их в состав лицензионных требований;
разработку предложений о необходимости учета экономически обоснованной предпринимательской прибыли при определении размера платы за жилищные услуги;
создание понятного и универсального механизма проверки (прежде всего для собственника помещений в многоквартирном доме) обоснованности устанавливаемой платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД (калькулятор потребителя жилищной услуги), а также совершенствование механизма снижения указанной платы в зависимости от объема и качества фактически оказанной услуги;
уточнение положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность лицензирующих и надзорных органов в части совершения ими коррупционных правонарушений в этой сфере;
совершенствование процедур рассмотрения споров при взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, а также рассмотрение возможности упрощения такого взыскания, в том числе в порядке приказного производства;
совершенствование порядка ограничения предоставления коммунальных ресурсов (услуг), в том числе упрощение порядка извещения потребителя-должника о введении режима ограничения предоставления коммунальных услуг, расширение перечня оснований для введения ограничения (предоставления) коммунальной услуги, исключающего при этом возможность злоупотреблений со стороны ресурсоснабжающих организаций и необоснованного нарушения прав и законных интересов потребителей;
совершенствование системы раскрытия информации лицами, осуществляющими деятельность по управлению МКД, в том числе в целях повышения информированности собственников помещений в многоквартирном доме;
совершенствование механизма выбора и смены управляющей организации, обеспечивающего, с одной стороны, защиту прав и законных интересов собственников помещений в МКД, и, с другой стороны, исключающего принятие необоснованных решений о смене управляющей организации.
Также предусматривается проработка вопроса о создании профессионального общественного объединения управляющих организаций в целях формирования единых профессиональных стандартов осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, представления мнения профессионального сообщества по актуальным вопросам, возникающим в сфере управления многоквартирными домами, и участия совместно с заинтересованными органами власти в выработке необходимых решений.

б) создание условий для повышения активности и ответственности собственников помещений в МКД посредством развития форм самоуправления граждан в сфере ЖКХ, прежде всего таких, как советы МКД, ТСЖ.

Решение данной задачи предполагается обеспечить за счет информационно-разъясни-тельной кампании по повышению информированности жителей многоквартирных домов об их правах и обязанностях и упрощения координации их действий за счет расширения форм проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Несмотря на броскую формулировку «сформировать новую модель правоотношений по оплате коммунальных услуг (ресурсов)» Стратегия в этой части не содержит ничего принципиально нового. Поэтому большинство мероприятий начинаются со слов «совершенствование», «повышение», «проработка» и «доработка». Для решения данной задачи предусматривается:

совершенствование системы расчетов за коммунальные услуги;
повышение ответственности потребителей за своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, а также ответственности ресурсоснабжающих и управляющих организаций за качество коммунальных услуг и ресурсов путем введения в том числе специальных штрафов за нарушение параметров качества оказываемых услуг.
Для этого, запланированы следующие мероприятия:

совершенствование системы учета потребления коммунальных услуг, в том числе путем реализации мер, направленных на стимулирование потребителей к установке приборов учета (общедомовых и индивидуальных), и установления ответственности за вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение к внутридомовым сетям, а также выработка мер, направленных на исполнение требований законодательства Российской Федерации о включении автоматизированной системы учета потреб-ления коммунальных ресурсов (услуг) в состав обязательного оборудования при проектировании и строительстве многоквартирных домов;
проработка предложений о применении в качестве меры, стимулирующей установку приборов учета потребления коммунальных ресурсов (услуг), расчета потребления коммунального ресурса (услуги) с использованием расчетных способов исходя из максимальной (разрешенной) мощности (нагрузки) в условиях, когда такой прибор может быть установлен, но соответствующая обязанность не исполняется собственником помещения в многоквартирном доме;
доработка единой формы платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе на предмет обязательного применения в ней двумерного символа штрихового кода по ГОСТ 56042-2014, обеспечение возможности получения квитанции в электронном виде в случае согласия потребителя, если законодательством Российской Федерации допускается использование таких видов оплаты, как «автоплатеж»;
в) формирование для собственников помещений в МКД стимулов сохранения и повышения стоимости их собственности в указанном доме, в том числе посредством обеспечения его надлежащего содержания, а также своевременного капитального ремонта и модернизации.

Для решения данной задачи правительство планирует следующее:

совершенствование системы мониторинга жилищного фонда;
актуализацию и существенную новацию правовых актов, устанавливающих технические требования к общему имуществу в многоквартирном доме и его содержанию, в том числе по вопросам формирования современных правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
разработку мер по восстановлению законных прав собственников на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе по ранее совершенным сделкам;
совершенствование правил заключения договоров управления многоквартирными домами, в том числе ужесточение требований в части их наличия и оформления;
стимулирование широкомасштабной реализации энергосберегающих мероприятий в МКД на основании энергосервисных договоров (контрактов), в том числе выработку мер, стимулирующих использование энергоэффективных материалов и технологий при выполнении работ (оказании услуг) по текущему содержанию и ремонту МКД;
создание системы мониторинга состояния энергоэффективности в жилищной сфере, в том числе внедрение классификации МКД по уровню энергоэффективности.
Оценивать достижение поставленных задач в сфере управления многоквартирными домами предстоит с помощью показателей, характеризующих качество обслуживания потребителей. Их еще только намечено определить в 2016 году.

2. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах
Здесь основными целями названы:

создание и обеспечение устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в МКД, обеспечивающих его своевременное проведение с необходимым качеством при разумной стоимости работ (услуг);
постепенный переход от государственной организации проведения капитального ремонта через систему региональных операторов к ремонту через систему специальных счетов.
Для достижения этих целей предстоит решить следующие задачи:

продолжить проведение активной информационно-просветительской работы с собственниками помещений в многоквартирном доме по вопросам организации проведения капитального ремонта;
провести актуализацию региональных программ капитального ремонта;
завершить формирование и обеспечить качественную работу системы мониторинга и контроля функционирования региональных операторов;
сформировать систему назначения руководителей региональных операторов;
разработать и запустить механизмы льготного кредитования капитального ремонта, в том числе при государственной поддержке;
уделить особое внимание при организации проведения капитального ремонта вопросу модернизации лифтового оборудования в МКД;
выработать дополнительных меры стимулирования развития специальных счетов путем снижения нижнего предела количества голосов, необходимых для принятия решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, и наделения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации правом принятия решения (по согласованию с собственниками помещений и региональным оператором) о досрочном переходе со счета регионального оператора на специальный счет;
разработать модель, позволяющую оценивать финансовую устойчивость региональных систем капитального ремонта, прогнозировать ее развитие и возможные проблемы функционирования, принимать меры, направленные на решение проблем;
проработать предложения по выработке единого подхода к уплате комиссионных вознаграждений за оказываемые услуги по приему и перечислению на специальные счета платежей по взносам на капитальный ремонт, в том числе в части, касающейся обязанности по уплате указанных вознаграждений.
3. Ликвидация аварийного жилищного фонда
Здесь в очередной раз отмечено, что целью государственной политики является создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда.

Данная проблема имеет застарелый характер и решается уже много лет, поэтому для достижения поставленной цели из Концепции можно отметить только самое главное:

завершить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.,
создать новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г.
4. Модернизация и повышение энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства
В этом направлении планируется решить широкий перечень разнообразных и непростых задач:

а) обеспечение благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Данная задача определена в Стратегии как одна из приоритетных. По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей (более 200 млрд. рублей — инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд. рублей — инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд. рублей — инвестиции в сферу водоотведения).

К числу основных мероприятий, реализация которых должна быть обеспечена в целях создания благоприятных условий, направленных на привлечение частных инвестиций

в сферу ЖКХ, отнесены:

осуществление долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечивающего долгосрочные гарантии инвесторам
в части доходности и возвратности вложенных средств;
передача имущества государственных и муниципальных предприятий, управление которыми признано неэффективным (далее — неэффективные унитарные предприятия), в концессию на базе утвержденных критериев эффективности унитарных предприятий;
организация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по передаче объектов жилищно-коммуналь-ного хозяйства частному инвестору на основании концессионных соглашений;
завершение разработки и обеспечение практического функционирования общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модерниза-ции (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры, предусмотренного соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. № 961;
создание и запуск постоянно действующего механизма государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе в малых городах);
выработка мер, направленных на совершенствование порядка технологического подключения к коммунальным системам, в том числе в части расчета соответствующей платы, упрощения правил и сроков подключения, исключения злоупотреблений при решении вопроса о подключении, а также унификации законодательства для подключения к различным системам коммунальной инфраструктуры вне зависимости от вида ресурса, включая введение понятия «технологические коридоры», которые должны формироваться в обязательном порядке при организации строительства и обеспечивать инженерной инфраструктурой новые объекты;
проработка предложения о переходе к определению платы для всех потребителей
исходя из экономически обоснованных затрат теплоснабжающей организации на подключение;
выработка дополнительных мер, направленных на борьбу с бесхозяйными объектами жилищно-коммунального хозяйства, стимулирующих органы местного самоуправления к скорейшему оформлению прав на выявленные бесхозяйные объекты;
анализ и актуализация в случае необходимости правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг с учетом современных особенностей моделей потребления коммунальных ресурсов (услуг) населением, в том числе актуализация значений нормативных показателей, используемых при расчете нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов и расчетным методом;
проработка вопроса о необходимости определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за установлением нормативов потребления коммунальных услуг, а также на создание механизма рассмотрения на федеральном уровне разногласий по вопросам установления таких нормативов;
проработка вопроса развития иных финансовых инструментов поддержки коммунального сектора и, наряду с вопросом использования банковского кредита, проработка вопроса использования такого инструмента, как облигационные займы, в том числе облигации концессионеров;
проработка вопроса использования иных форм государственно-частного партнерства в целях привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По этому направлению планируется решить также еще ряд задач, в частности:

б) ликвидировать неэффективное управление объектами жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемого унитарными предприятиями;

в) внедрить новые механизмы государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе учитывающих специфику реализации инвестиционных проектов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в «малых городах».

Мероприятия, имеющие отраслевую специфику, представлены в Стратегии в отдельных разделах.

В сфере холодного водоснабжения и водоотведения планируется:

доработать нормативно-правовую базу в сфере водоотведения, регулирующей сбросы сточных вод и отношения между организациями, осуществляющими водоотведение,
и их промышленными абонентами;

проработать вопрос о реализации принципа «снижение издержек в обмен на тариф». В частности, проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для реализации инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также проработать вопрос порядка определения и применения референтных цен (рассчитываются путем выведения среднего значения по какой-либо группе товаров) на товары, работы, услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.
В сфере горячего водоснабжения планируется:

в связи с запретом с 1 января 2022 г. использования открытых систем горячего водоснабжения проведение поэтапного перехода к использованию закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения;
снижение потерь воды и тепловой энергии в многоквартирных домах, в том числе за счет модернизации и реконструкции внутридомовых инженерных систем (обеспечение циркуляции горячей воды, утепление стояков, устранение несанкционированных врезок и др.) в рамках программ повышения энергосбережения и повышения энергетической эффективности и программ капитального ремонта многоквартирных домов, а также в рамках энергосервисных договоров;
проработать вопрос о реализации принципа «снижение издержек в обмен на тариф». В частности, проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для реализации инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также проработать вопрос порядка определения и применения референтных цен на товары, работы, услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.
В сфере теплоснабжения планируется:

формирование новой модели рынка тепловой энергии;
стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей (в том числе на основе местных возобновляемых источников энергии);
повышение управляемости систем теплоснабжения;
проработка предложений о переходе в сфере теплоснабжения к учету привлекаемых заемных средств исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
скорейшее внесение изменений, направленных на возможность нормативного закрепления размера гарантированной предпринимательской прибыли при расчете тарифов на тепловую энергию;
совершенствование механизмов, обеспечивающих недискриминационный доступ к услугам в сфере теплоснабжения при подключении к системам теплоснабжения, а также упрощение процедуры технологического присоединения к системам теплоснабжения.
Необходимо иметь в виду, что применительно к сферам электроснабжения и газоснабжения положения Стратегии распространяются на них лишь в части обеспечения потребителей качественными коммунальными ресурсами (услугами) по электроснабжению и газоснабжению, а также в части развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в этих сферах. Это объясняется тем, что доля потребления электрической энергии населением составляет лишь 13-15 процентов, а газа — 13 процентов.

5. Обращение с твердыми коммунальными отходами
Целью государственной политики по этому направлению является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения объема переработки и утилизации отходов, размещения их на полигонах, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, а также за счет ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Для достижения поставленной цели необходимо:

утверждение схем обращения с твердыми коммунальными отходами и региональных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
определение региональных операторов, организующих работу по сбору твердых коммунальных отходов, а также по их транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению;
утверждение единых тарифов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории субъектов Российской Федерации;
заключение соглашения между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
6. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)
ГИС ЖКХ попала в основные направления, поскольку она, по мнению правительства, повышает открытость и прозрачность сферы ЖКХ, а непрозрачность крайне неблагоприятно сказывается на общественном мнении о ЖКХ и снижает доверие граждан к отрасли.

По мнению правительства, ГИС ЖКХ позволит:

гражданам — получать полную и актуальную информацию о лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами, об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах (услугах) в части содержания и ремонта, в том числе капитального, многоквартирного дома, а также о начислениях за жилищно-коммунальные услуги;
органам власти — принимать взвешенные управленческие решения на основе аналитической информации, содержащейся в указанной информационной системе, в режиме реального времени;
управляющим и ресурсоснабжающим организациям — упростить взаимодействие с потребителями и органами власти за счет перевода формирования отчетности организаций в автоматический режим в электронной форме.
7. Социальная политика
Государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства не может осуществляться без анализа и прогнозирования социальных последствий принимаемых решений.

Повышение эффективности государственной поддержки достигается за счет обеспечения ее адресности, то есть путем предоставления субсидий наиболее нуждающимся гражданам. При этом предполагается выработка системы проверки сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на получение субсидии, предоставляющей возможность учитывать не только наличие денежного (натурального) дохода гражданина, но и его реальное материальное положение, а также разработка системы административной ответственности за предоставление недостоверных сведений при подаче заявления о предоставлении субсидии.

Предусматривается упрощение процедуры получения субсидий, а также в отдельных исключительных случаях — смягчение ограничений по предельной площади жилого помещения, в отношении которой рассчитывается субсидия.

8. Кадровая политика
Основными проблемами кадровой политики в сфере ЖКХ являются дефицит высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов, недостаточный уровень подготовки менеджмента, отсутствие сбалансированного регионального (муниципального) заказа на профессиональную подготовку, слабое материально-техническое и финансовое обеспечение образовательных организаций, отсутствие системы непрерывного профессионального образования, непривлекательность профессий и специальностей, малоэффективная профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных организаций.

Для их устранения намечено решить следующие задачи:

разработка профессиональных стандартов для ЖКХ;
разработка проектов федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки в сфере оказания услуг в области ЖКХ (высшее образование, среднее профессиональное образование);
организация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий, популяризирующих профильное образование и повышающих престиж про-фессиональной деятельности в сфере ЖКХ, а также повышающих интерес граждан, в том числе абитуриентов, к получению образования и (или) повышению квалификации в данной сфере;
реализация программы целевого приема в образовательные организации, в том числе на программы прикладного бакалавриата, на основании договоров о целевом обучении в соответствии со статьей 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что обеспечит адресную подготовку специалистов и другие.
9. Некоторые выводы
Целевые показатели развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года представлены в приложении к Стратегии. Мониторинг достижения целей и решения задач Стратегии будет осуществляться Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Что можно сказать о Стратегии после ее изучения?

1. Как правило, под стратегией понимается конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели. Исходя из этого, стратегия должна содержать, по меньшей мере, описание трех аспектов: исходного состояния дел; намеченной цели и плана достижения этой цели.

Описанию существующего положения в сфере ЖКХ уделено крайне мало внимания.

В основном все сводится к результатам нескольких социологических опросов и ограниченному объему статистических данных. При этом согласно п.1 ч.7 ст.19 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» отраслевые документы стратегического планирования должны содержать оценку состояния соответствующей сферы социально-экономического развития.

Весьма скупо описаны и намеченные цели.

Так, например, повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и стоимостью услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также коммунальных услуг является основной целью государственной политики в сфере управления многоквартирными домами. В отсутствие показателей, характеризующих качество обслуживания потребителей (а их определение лишь намечено на 2016 год), трудно судить о масштабе поставленной цели.

План достижения поставленной цели сводится к перечню задач, которые необходимо решить для этого и набору мер и мероприятий, предназначенных для этого. Описание этой части Стратегии и составляет основное ее содержание.

2. Настораживает, что Стратегия лишена какой-либо вариативности, хотя она определяет направление развития очень сложной и важной отрасли, где практическое воплощение любого мероприятия требует учета множества факторов и сопровождается возникновением большого числа проблем.

Во введении к Стратегии указано, что ее реализация зависит от макроэкономической конъюнктуры, включая динамику цен, процентных ставок по кредитам, уровня доходов населения, а также от социальных и политических факторов, региональных и местных социально-экономических условий и особенностей. Однако в дальнейшем в тексте отсутствует какая-либо увязка перечисленных показателей с целями, задачами и мероприятиями Стратегии. Хотя государственное планирование социально-экономического развития страны даже на ближайший период предполагает наличие различных вариантов. Так, например, Прогноз социально-экономического развития российской экономики обычно разрабатывается на вариантной основе в составе базового, целевого и консервативного вариантов. В политике наряду с основным (планом А) обычно присутствует и резервный (план Б) вариант.

В Стратегии отражен лишь один возможный вариант достижения поставленной цели. Утверждение Стратегии Правительством в таком виде свидетельствует о его поддержке выработанного Минстроем плана и подтверждает правильность выбранного Минстроем пути.

Отсутствие вариантов также наводит на мысль о возможности использования в дальнейшем положения, приведенного во введении, для объяснения причины недостижения какой-либо из поставленных целей.

3. Если говорить о механизме достижения поставленной в Стратегии цели (целей), то в его основе лежат несколько принципиальных мер.

Применительно к управлению многоквартирными домами — это использование механизма лицензирования. Уже первые результаты его практического применения выявили наличие целого ряда проблем: необходимость создания специальной модели управления многоквартирными домами с высоким уровнем износа, которая позволила бы сделать управление ими экономически выгодным; наличие «нулевых» лицензий; изначальное отсутствие в перечне лицензионных требований к управляющим организациям требований к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому состоянию и др.

При этом в большинстве случаев эти проблемы остались за рамками Стратегии. Однако уже сам факт их наличия говорит о небезупречности выбранного механизма.

В части создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в Стратегии основное внимание уделено развитию концессионной модели государственно-частного партнерства. Исходя из этого, интересен ответ на вопрос, есть ли примеры привлечения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру в нашей стране с помощью концессионных соглашений? По словам управляющего директора Федерального центра проектного финансирования Сергея Сиваева, несмотря на наличие в стране примерно 400 концессионных соглашений в коммунальной сфере, реально привлеченных денег нет. Озвучиваемый объем привлеченных средств (около 100 млрд. руб.) на самом деле является текущей тарифной выручкой. В целом, по его мнению, привлекать частные инвестиции в коммунальную инфраструктуру с помощью концессии в нашей стране можно, но очень сложно. Также, по мнению экспертов, в настоящее время в большинстве концессионных соглашений не содержатся обязательства повышать качество коммунальных услуг, реконструировать переданные концессионерам объекты ЖКХ и снижать аварийность, а заявленные объемы инвестиций и банковских гарантий в принципе не могут обеспечить выполнение этих задач.

Поэтому делать ставку на концессионную модель как на главное средство решения проблем коммунального хозяйства чересчур оптимистично.

Это же замечание относится и к осуществлению долгосрочного тарифного регулирования, на которое также делается ставка в Стратегии в части создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

4. Целевые показатели развития ЖКХ в Российской Федерации до 2020 года должны выводиться из задач, поставленных в документе. В этом случае можно говорить об алгоритмах их достижения.

Пока же их достижение базируется на более низком уровне показателей, предусмотренных Стратегией по сравнению с другими Федеральными программами. Так, например, доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения согласно приложению № 1 к федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы в 2016 году должна составить 51%,

в то время как согласно приложением к Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года доля сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях, отвечающих установленным требованиям, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения (процентов) в 2016 году, предусмотрена в размере 47,3%.

Целевые показатели практически не связаны с ключевыми направлениями Стратегии (развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства; повышение энергетической эффективности отрасли).

5. В Стратегии слабо учтен зарубежный опыт рыночного реформирования отрасли ЖКХ в иных экономиках переходного периода.

Особое внимание необходимо уделить опыту становления рынка оказания жилищно-коммунальных услуг самоуправляемой, сбалансированной системой, функционирующей на основе рыночных отношений. Зарубежный опыт свидетельствует о возможности ЖКХ быть стабильным и привлекательным бизнесом, который не нуждается во всеобъемлющей регламентации со стороны государства. Для него необходимо задать исчерпывающие требования к конечному продукту (услугам), а все остальное должен определять на рыночных условиях заказчик этих услуг, то есть собственники помещений и общего имущества МКД.

6. Надежды на реализацию разработанной Стратегии базируются не столько на наличии механизмов достижения сформированных целей, сколько с наличием правовых заделов в виде принятых законов и постановлений Правительства.

В Стратегии в основном сведены воедино различные направления текущей деятельности, которую сегодня ведет Минстрой: лицензирование управляющих организаций, региональные системы капитального ремонта, привлечение инвестиций через передачу неэффективных МУПов в концессию.

Рассмотренный документ гораздо больше напоминает план работы Министерства строи-тельства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на ближайшие 5 лет, исполнение которого оно само и будет контролировать. При этом правительство рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ в сфере ЖКХ.

 

Комментарии запрещены.

Навигация по записям